• Рассуждают педагоги-психологи ЦПМСС

    Человек как социальному существу необходимо чувствовать поддержку и внимание группы, испытывать чувство единения с другими людьми, ощущать свою значимость и важность. Если в реальном общении эти потребности не удовлетворяются, подросток погружается в сеть.

    Пристрастие к виртуальному общению объяснимо еще и тем, что в сети никто не заставит контактировать с неприятным собеседником, не читает морали и не учит жить. Надоело общаться – вышел из профиля – и разговор окончен. В результате развивается стереотип поведения: если подросток сталкивается с трудностями в общении – это становится поводом для быстрого прекращения контакта и ухода в жизнь виртуальную, потому что там все проще – сотни друзей, которые «любят», даже если они никогда не встречались.

    Несколько десятков лет назад экономические психологи забили тревогу. Мы вошли в эпоху сверхпотребления, когда скоротечность отношений с вещами перешла в скоротечность отношений с людьми (Дейнека О.С., 2002). Исследования последних лет выявили тенденцию разрушения института семьи, исчезновения близких, доверительных отношений, появления взаимного равнодушия и отстраненности.

    Все дело в том, что навык замечать другого человека и быть замеченным вырабатывается в реальном общении. Диалог предполагает не только наличие способности к оформлению своих мыслей, но прежде всего навыка слушать и слышать другого человека. Бывает очень обидно, когда, рассказывая о себе или просто обращаясь к сыну или дочери, родители наблюдают у них лишь желание закончить «скучный» разговор и скорее войти в сеть. С какими людьми, образами, сценариями, идеями встречается там подросток? Откровенно говоря, мы не знаем.

    Какими произведениями культуры наполнены сейчас каналы коммуникации? Включаем телевизор, радио, входим в сеть, запускаем компьютерные игры и фиксируем частоту каждого микросценария. К примеру, категория «положительные эмоции», может быть представлена такими единицами, как дружеское взаимодействие, радость открытия, теплое общение с близкими людьми, восхищение красотой окружающего мира, и, наоборот, категория «отрицательные эмоции» будет включать сцены скандалов, нанесения ущерба, демонстрации ненависти. Какие сценарии оседают в наиболее восприимчивой части человечества?

    Более 100 лет назад Антон Павлович Чехов писал о том, что обществом обуяла «лень, скука жизни и неверие», что «всюду в странной взаимной комбинации царят нелюбовь к жизни и страх смерти». И именно поэтому, кроме «положительных типов, создаваемых литературою», составляющих ценный воспитательный материал, необходимы живые люди, «люди подвига, веры и ясно осознанной цели».

    Что делать? Первое, проявлять к увлечениям подростка искренний интерес, быть готовым поддержать разговор на волнующую его тему, держать двери дома открытыми для друзей. В наших руках есть и другой инструмент – личный пример. В каждый момент времени мы делаем выбор – что сказать другому человеку, какой поступок совершить, какую книгу взять в руки, на что обратить внимание. Бессмысленно декларировать ценности, необходимо проявлять их вовне.

    И на этом мы не прощаемся с Вами. Продолжение следует….

    Бузецкая С.В., педагог-психолог ЦППМСП Курортного района СПб

    Щербакова Н.В,педагог-психолог, к. псих. н., ЦППМСП Курортного района СПб


    Текст: Новости Курортного района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Курортного района Санкт-Петербурга
    Тэги:
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4